Программа социально-психологического тренинга

 

          развития коммуникативных навыков менеджеров

             __________________________________________________________________________

 

 

 

Краткое описание программы:

 

   Программа предназначена для выработки у менеджеров набора коммуникативных навыков, а также навыков группового взаимодействия.

    Программа состоит из _ блоков, число которых (в зависимости от регламента  проведения тренинга) может быть больше или равно числу дней занятий.

    Методологически программа базируется на сочетании  инструментально-ориентированного (деятельность)  и  экзистенциально-ориентированного

 (личность) подходов – то есть предполагает как выработку навыков успешного профессионального поведения, так и работу с мотивационной сферой участников.

    В качестве промежуточного результата предполагается выработка у участников группы пластичности  ( готовности к изменениям).

 

 

Перечень блоков:

 

-          1. Первый (вводный) блок.

(Когнитивные сведения о правилах ведения тренингов и регламенте. Процедуры знакомства и взаимной коммуникации участников. Задание на принятие группового решения. Когнитивная информация и смена задания с ее учетом. Отреагирование положительного опыта.)

 

-          2. Второй блок.

( Закрепление     положительного      опыта      взаимодействия     участников.      Разминка

«Следование за ведущим». Опыт «Белый лист? – Зеленый арбуз»   Переход к стадии сформированной группы – Коллективный рисунок и отреагирование. Совместное создание     «символа     группы».       Упражнения,     направленные    на     формирование

пластичности: «противоположности», «сила языка». Отреагирование. Обсуждение.)

 

-          3. Третий блок.

 (Закрепление положительного опыта. Разминка (дыхательное упражнение).

 Упражнение «мужчина среди женщин – женщина среди мужчин».

Ролевая игра «Кассир и покупатель»  («Перчатки»). Отреагирование. Когнитивная часть: Понятия  трансактного  анализа.    Повторение  игры.    Обсуждение  позиций  играющих.

Индивидуальный   рисунок  «несуществующего   животного»   и   представление   его   членам

группы, затем – когнитивная часть:  репрезентативные системы.  Упражнение: определение

репрезентативной системы партнера, использование этого в диалоге, обсуждение в парах. Упражнение «старый магазин» отреагирование участниками своего состояния и впечатлений от работы, уточнение пожеланий.

 

-          4. Четвертый блок. 

Закрепление положительного опыта. Выбор темы конкретных ситуаций, значимых для участников, с целью проведения ролевых игр ( Когнитивный материал в этом случае подбирается заранее с учетом социальной или профессиональной специфики участников группы и дается по желанию тренера до или после игры). Ролевые  игры, Обсуждение. Релаксационное упражнение: « Три зоны осознания» ( «Сейчас я осознаю, что…») Упражнение «Аптайм – даунтайм (транс)» Упражнение на мышечное напряжение – завершение блока.

 

 

-          5. Пятый блок.

 (Разминка. Упражнение: «Поза «неудача» – поза «герой-победитель»». Описание своего состояния в обеих позах.  Процедура «круг совершенства». Ролевая игра  (можно повторение ситуаций,  как из блока 4) с применением ресурсных состояний. Отреагирование участниками. Когнитивная часть: три модели – «новое», «привычное с изменениями», «привычное». Ролевая игра «Продавец – покупатель». Обсуждение в парах.  Обсуждение  участниками группы своего состояния.

 

 

-          6. Шестой блок (заключительный).

 (  Приветствие, разминка. Переделка каждым членом группы своего «несуществующего животного». Ролевая психодраматическая  игра с изображением группой животного одного из участников. Отреагирование. Завершение работы: высказывания членов группы, шерринг, идентификация своих новых навыков и состояний.)

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

 

1.      Содержание блоков 4 и 5 может быть расширено в соответствии  с требованиями к выработке конкретных навыков. В этом случае возможно добавление дополнительной когнитивной информации и проведение соответствующих ролевых игр.

2.      Этим шрифтом отмечались оригинальные процедуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    П р и л о ж е н и е:

 

                                                              Характеристика блоков и процедур.

 

 

Первый блок:

 

      1. Принципы проведения тренингов ( пространственно-временного соответствия, добровольности – активности, персональности высказываний; запреты на «приписывание участникам мотивов», на «навешивание  ярлыков», на критику личности, а не поступка.

 

       2.   Процедура «Кто я?»: Участники письменно дают десять ответов на этот вопрос, затем зачитывают друг другу.

 

      3.   Ролевая игра «Потерпевшие кораблекрушение» ( либо «Воздушный шар»,  либо арифметическая задача с видимой неоднозначностью решений).  

  

 

 

Второй блок:

 

1.        Процедура телесной терапии, состоящая в том,  что участники группы, следуя друг за другом, повторяют движения «ведущего», затем меняются по очереди.                           

2.         Тренер поочередно показывает участникам чистый лист заведомо не слишком белой бумаги, задавая при этом вопрос: «Это белый лист?»  В тайне от  остальных он заранее просит двоих членов группы ( предпочтительно эмоционального лидера) отвечать заведомо несуразно, например: «Нет, зеленый арбуз!», «Нет, тяжелый чемодан!» и т.п. Эти члены группы должны отвечать вторым и четвертым по счету. Опыт покажет, насколько взаимный контакт в группе больше, чем  у каждого  представителя  с тренером, выявит конформистов. ( Предполагается, что кто-нибудь может начать отвечать в том же духе).  Лица конформного склада будут поддерживать тренера, соглашаясь с тем, что лист действительно белый; демонстрирующие независимость суждений, по всей вероятности, ограничатся относительно кратким отрицательным ответом; члены группы, менее уверенные в себе, возможно, попытаются уточнить оттенок белого цвета, тем самым как бы  оправдывая свое несогласие с тренером.  По окончании опыта требуется дать разъяснения, однако, независимо от сделанных вами выводов, следует объявить, что вы довольны результатом, и группа продемонстрировала вам единство, даже если этого нет в действительности. Такое заявление будет иметь для группы характер поощрения и стимулирует участников к закреплению успеха.

3.         Коллективный рисунок:  участникам раздаются бумага и цветные карандаши; их просят что-либо нарисовать на своем листе - так, чтобы рисунок занимал не слишком много места, а после передать листы по кругу и дополнять как-нибудь полученный чей-то рисунок. Обмен листами осуществлять до возвращения к каждому собственного рисунка. Обмен впечатлениями: тренер следит за тем, как каждый член группы отнесся к добавлениям, сделанным другими – расценивает ли он их, как помощь, как сотрудничество, как вторжение в его мир, как непонимание «идеи» его рисунка, как насмешку, как попытку подражания, как  пассивное продолжение его первоначального сюжета, и т.п. Затем можно предложить участникам, сделавшим неприятные для хозяина листка дополнения, внести поправки, с тем, чтобы  хозяин листка остался довольным.

Другой вариант: на одном большом листе делается совместный рисунок.

       4.   Создание символа группы: Это может быть  осознанный коллективный рисунок                        

                 на эту тему, с предварительным обсуждением его элементов (в простейшем варианте – «ромашка» с вписанными в каждый лепесток именами членов группы или надувание воздушного шарика и росписи на его поверхности).

 

5.   Гештальт-упражнение «противоположности»: Двое играющих выбирают роли «нападающего» и «защищающегося», ведут диалог, в котором один убеждает другого и критикует, а второй оправдывается и извиняется, затем – обмен ролями. Упражнение помогает осознать конфликтные стороны личности, получить опыт активной борьбы с кем-либо.

6.        Гештальт-упражнение «Сила языка»: (В парах.) Участники садятся лицом друг к другу и произносят по очереди три фразы: начинающиеся словами 1) «Я должен…». Затем начала тех же фраз меняют на  «Я предпочитаю…»

2) – «Я не могу…»   -   «Я не хочу…»

3) – «Мне надо…»   -   «Я хочу…»

 Отреагирование: участники задают себе вопрос, принесла ли смена выражений им облегчение, ощущение свободы?

 

 

 

 

Третий блок:

 

1. Упражнение «Мужчина среди женщин – женщина среди мужчин»: Участники по очереди садятся в центр круга и начинает монолог на эту (почти всегда значимую) тему в течение 5-10 минут. Остальные не перебивая слушают. Затем смена играющих.

 Ц е л ь: умение эмпатического слушания, укрепление сплоченности группы, возникновение солидарности или расхождения во мнениях у ее членов. Упражнение стимулирует групповые динамические процессы.

 

2.  Ролевая игра «Кассир и покупатель»

Роль –1: Вы только что купили перчатки, и зайдя в другой магазин, увидели на полке такие же. Желая сравнить цены, вы берете их в руки, затем возвращаете на место и уходите, но в дверях вас останавливает кассир.

Роль – 2: Вы - кассир магазина, и только что видели, как покупатель рассматривал перчатки, а теперь обнаруживаете их при нем на выходе.

 

Игра повторяется с этим же или сходным сюжетом после когнитивной части, в которой участникам группы сообщаются основные сведения о трансактном анализе.

 

3. Диагностическая процедура – рисунок «несуществующего животного» в данном случае может после его выполнения членами группы использоваться следующим образом: Участники поочередно «представляют»  свое животное окружающим. Тренер использует рассказ каждого для выявления глаголов, характеризующих репрезентативную систему участника. После этого – когнитивная информация о репрезентативных системах. Упражнение: определение репрезентативных систем (в парах), посредством определения модальностей глаголов и слежения за движением глаз.

 

4. Упражнение “Старый магазин” – гештальт-упражнение, стимулирующее взгляд внутрь себя, служащее для выявления скрытой проблематики участников группы, и для рефлексии в конце занятия по данному блоку.

 

Четвертый блок:

 

1.      Упражнение “три зоны осознания” – гештальт-упражнение, развивающее способность отслеживания ощущений из внешней среды, из собственного тела, из средней зоны – то есть зоны оценки и интерпритации ощущений.

2.      Упражнение “аптайм – даунтайм (транс)” является технологией NLP, и по содержанию близко к предыдущему, его цель в создании участнику группы дополнительного способа для произвольной регулировки своего состояния  (от взгляда внутрь себя, до «поглощения» внешних раздражителей).

3.      Напряженная поза (преодоление мышечного барьера) – используется в данном случае как итоговая процедура блока.

 

 

Пятый блок:

 

1. Участникам предлагается  изобразить по очереди позы, которые, на их взгляд, отождествлялись бы с ощущением  неуспешности и успеха  (“неудачник” – “герой-победитель”). Предлагается также запомнить  и описать ощущения, используя слова  любых модальностей. Предлагается при сохранении позы, связанной с ощущением неудачи, повторять описание ощущения, связанного с успешной позой. Предлагается проанализировать ощущения комфорта-дискомфорта при этом. Предлагается проделать какие-либо действия, чтобы устранился дискомфорт.

 

2. “Круг совершенства” – процедура NLP (SCORE), позволяющая откалибровать и произвольно вызывать состояния, связанные с ощущением уверенности, успешности, положительной самооценки.

 

3. Когнитивная информация по теме: люди, настроенные на восприятие а) нового, б) привычного, в) привычного с изменениями. Ролевая игра в парах, в которой участники принимают роли покупателя и продавца, и последний по речи «покупателя» пытается определить мотивы, которыми тот руководствуется. «Продавец» в своей речи должен отражать те же мотивы.

 

 

 

Шестой блок:

 

Психодраматическая игра, в которой один из участников выступает в качестве режиссера, а несколько других изображают части тела придуманного им ранее «несуществующего животного. Кто-либо из участников может выполнять роль «источника опасности» для этого животного, остальные по желанию режиссера принимают такие положения (позы), которые устранили бы у режиссера ощущения тревоги или дискомфорта. Допустимы любые модификации процедуры.

 

Перерисовка членами группы своего «несуществующего животного» – Тренер просит участников сопоставить свое состояние  вначале и в конце тренинга, и изменить в этой связи рисунок животного. Если изменения, сделанные участником, расцениваются тренером, как не принесшие желаемого успеха, он может помочь, например посоветовав переориентировать рисунок головой вправо, или хвостом вверх, или устранить(смягчить) части, диагностирующие защитные тенденции.

 

   Две предыдущие процедуры можно варьировать и сочетать их элементы, либо переменить их очередность.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz